Караван-сарай Таш-Рабат

Тип
Исторические места
Местоположение
Ат-Башинский район

Наши туры проходящие через Караван-сарай Таш-Рабат

Услуги Baibol

В самом сердце Внутреннего Тянь-Шаня на высоте 3500 метров над уровнем моря в ущелье Кара-Коюн (Черная пазуха), в окружении высоких снежных хребтов находится удивительный памятник средневековой архитектуры Центральной Азии - Таш-Рабат. Еще во II-I вв до н.э. через ущелье-каньон Кара-Коюн проходил древний караванный путь, который являлся частью Великого Шелкового пути и связывал Ферганскую и Чуйскую долины с Кашгаром.

Таш-Рабат в переводе с кыргызского языка означает «каменный караван-сарай», при переходе через Тянь-Шань он был главной стоянкой для торговых караванов, следовавших в Китай и обратно. Он служил не только кровом и местом отдыха для купцов и путешественников, но и был надежным укрытием от непогоды и разбойников, грабивших караваны.

Среди архитектурных достопримечательностей Кыргызстана Таш-Рабат занимает особое место, так как является самым хорошо сохранившимся караван-сараем на протяжении всего Шелкового пути. До наших дней сооружение не утратило своего первоначального облика и атмосферы раннего средневековья. Возможно это связано с тем, что в караван-сарай ведет извилистая грунтовая дорога, которая ответвляется от международной автомагистрали Бишкек-Нарын-Торугарт-Кашгар возле села Ак-Муз (Белый лед) и 17 километров петляет вдоль горной реки Таш-Рабат в ущелье Кара-Коюн.

Поворот на эту неприметную тропу никогда не был размечен дорожными знаками, поэтому путешественники долгое время даже не догадывались, что она приведет их к удивительному архитектурному памятнику, не имеющему аналогов на территории Центральной Азии.

Весь облик Таш-Рабата свидетельствует, что он был построен в традициях зодчества Центральной Азии, а планировка стен с башнями и портальным входом характерна для многих средневековых караван-сараев. Уникальность Таш-Рабата в том, что это единственное сохранившееся в Центральной Азии сооружение, выложенное целиком из рваного камня с заделкой швов ганчевым (алебастровым) раствором.

Древнее сооружение стоит на восточном склоне горы и наполовину встроено в холм. Его стены ориентированы по четырем сторонам света. Главный фасад обращен строго на восток и целиком стоит на возвышении. Это высокая каменная стена, по углам которой расположены две башни наподобие минаретов. Вход находится посередине и обработан как портал с арочной нишей в центре.

Таш-Рабат представляет собой почти квадратное здание со сторонами 33,7 на 35,7 метров, целиком перекрытое сплошной горизонтальной крышей с большим сферическим куполом в западной части. В главный зал от самого входа ведет длинный коридор, который заканчивается декоративным арочным проемом.

Боковые коридоры ведут в небольшие комнаты, где, из-за отсутствия окон, даже в светлое время суток довольно темно. Вход в комнаты такой низкий, что попасть туда можно только, сильно пригнувшись, поэтому эти помещения часто сравнивают с подземными казематами. Мрачную атмосферу усиливает также тот факт, что под крепостью хорошо сохранились зинданы (подземная тюрьма), секретные проходы и выходы.

Впервые упоминание о древней крепости появилось во второй половине XVI в трудах Мирзы Мухаммад Хайдара. В «Тарих-и Рашиди» он пишет, что Таш-Рабат относится к типу караван-сараев XV века и возвел его правитель Могулистана Мухаммед-хан. Первым исследователем Таш-Рабата стал казахский ученый-просветитель Ч. Валиханов, который посетил крепость в 1859 году, возвращаясь с караваном из Кашгара.

Исследования Ч. Валиханов содержат подробный план сооружения с описанием внутренних помещений и   строительных материалов. Говоря о Таш-Рабате, ученый отмечает, что на стенах комнат сохранились записи на арабском языке, а сама крепость почитается кыргызами как священное место, строительство которой они приписывают бухарскому правителю Абдулла -хану. Краевед А.М. Фетисов, побывавший в крепости в 1879 году, также пишет, что Таш-Рабат построил бухарский хан Абдулла 500 лет назад с благотворительной целью.

Упоминание о крепости встречается в работах таких ученых -краеведов, как А. Войцехович, В. Бартольд, Н. Зеланд, Н.Пантусов. Помимо исторических сведений они приводят ряд легенд, которые приписывают местным кыргызам. Например, историк Н. Пантусов, посетивший крепость в 1904 году, сообщает, что, по свидетельству кыргызов, Таш- Рабат построил Абдулла-хан во время похода против калмыков и рассказывает легенду о «пришельцах из Рима».

Якобы много лет тому назад в эти края из Рима пришел со своими последователями один умный и могучий человек, племени арабов. За короткое время они построили каменную крепость. Поселившись в ней, стали учить и лечить окрестный народ. Со временем главный настоятель куда-то исчез, а вслед за ним пропали и все его соплеменники. На основании этой легенды и предположения, выдвинутого ранее энтузиастом - краеведом Н.Зеландом, что сооружение могло принадлежать буддийской или несторианской общине, Пантусов признает за крепостью «значение христианского монастыря».

В советский период для исследования Таш-Рабата были отправлены четыре экспедиции, состоявшие из историков, археологов и архитекторов. Никаких находок предметов христианского культа или могил с несторианскими надгробиями, подтверждающих предположение Н.Пантусова в процессе раскопок обнаружено не было.

Участники первой экспедиции 1940 года определили Таш-Рабат как мечеть и остановочный пункт на трасе торгового пути. В отчетах последней экспедиции 1980 года, говорится, что здание следует считать «укрепленным пунктом для посольских связей Тимуридского государства с Китаем, а примененные для его возведения архитектурно-строительные приемы, формы стрельчатых арок и декора близкими к архитектурной школе Самарканда XV века».

Таким образом, во все времена исследователи выдвигали множество гипотез о происхождении этого уникального средневекового памятника, а легенда, вложенная Н.Пантусовым в уста кыргызского народа, до сих пор будоражит воображение и привлекает многочисленных туристов к древней крепости.

И все же самым счастливым среди посетителей Таш-Рабата будет не тот, кто сумеет разгадать его тайну, а путешественник, для которого время вдруг повернется вспять, и перед его глазами оживут картины из далекого прошлого: как с первыми лучами солнца стены Таш-Рабата покидает торговый караван и снова купцы и ученые, путешественники и поэты идут по Великому Шелковому пути, который сотни лет, словно живая артерия, связывал Восток и Запад.