Археологический памятник Таш-Тулга

Тип
Памятники архитектуры
Местоположение
Кочкорский район

Наши туры проходящие через Археологический памятник Таш-Тулга

Услуги Baibol

Сонкёльская долина, расположенная в Нарынской области Кыргызстана, притягивает путешественников не только уникальным по своей природе озером Сон-Кёль, но и древним археологическим памятником Таш-Тулга, находящимся на юго-восточном побережье озера.

В переводе с кыргызского Таш-Тулга означает «каменный очаг», причем термином «тулга» называли таган-треножник. В мировоззрении древних кочевников треножник-тулга являлся не просто приспособлением для приготовления пищи, а символом поддержания жизни, ее продолжения.

Комплекс «Таш-Тулга» представляет собой девять каменных очагов, выстроенных с севера на юг в одну линию протяженностью 200 метров. Каждый круг состоит строго из восьми валунов диаметром больше одного метра. Возле одного из очагов и вблизи комплекса установлены каменные стелы, наподобие «оленных камней» в Алтае. Таш-Тулга не связан с курганом, т.е. сооружен на отдельном участке Сонкёльской долины на значительном расстоянии от курганов.

В археологической литературе такие сооружения получили название «восьмикаменных» поминальных оградок. Как правило, поминальные памятники такого типа отличаются большими размерами, где диаметр каменных колец достигает 7 метров. Для сооружения выбирались массивные валуны, специально привозимые издалека. Каждый каменный круг должен был состоять строго из восьми камней. Первым исследователем восьмикаменников Таш-Тулга стал американский ученый Рафаэль Пампелли, который в 1903 году, посетив Сонкёльскую долину, составил план и описание древнего памятника.

Археологический памятник Таш-Тулга является ярким примером развития духовной культуры у древних кочевых племен Тань-Шаня I тыс. до н.э.   Аналогичные памятники были открыты в Туве, Горном Алтае, Западной Монголии и Центральном Казахстане. По мнению исследователей, есть основание считать, что кольцевые выкладки, окружавшие курганы, и восьмикаменные поминальные оградки в Центральном и Внутреннем Тань-Шане были привнесены из восточных регионов Центральной Азии, что указывает на существование тесных культурных связей между древними кочевниками всей Центральной Азии.

Особый интерес вызывает тот факт, что поминальные памятники, встречающие на территории Забайкалья, Тувы, Алтая, Западной Монголии не только имеют много общего с поминальными памятниками Кыргызстана, но и с древних времен получили название керексур (херексур), что в переводе с монгольского означает «кыргызские гнезда». Все эти каменные сооружения являются культовыми памятниками, где совершались поминальные церемонии и жертвоприношения, связанные с проводами души умершего в потусторонний мир.

В кыргызском героическом эпосе «Манас», восьмикаменники Таш-Тулга упоминаются как место, где проводились пышные поминки по Кокетею- одному из старших соратников легендарного богатыря Манаса. По легенде, во время ночлега Манас привязывал к одному из каменных столбов своего боевого коня Ак-Кула.

Таким образом, с древних времен кыргызы считают поминальные памятники священным местом, обладающим особой энергетикой, благотворно воздействующей на человека. Однако в народе существуют поверье, что человек, осквернивший эти священные места, навлечет проклятие на весь свой род, поэтому кыргызы ведут себя крайне почтительно, находясь возле этих древних памятников.